Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Аузан А. А.1Миссия университета: взгляд экономиста
2013.
№ 3.
С. 266–286
[содержание номера]
Аузан Александр Александрович — доктор экономических наук, профессор, и.о. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Экономического совета при президенте РФ. Эл. адрес: auzan@mail.econ.msu.ru Прослежены исторические традиции в понимании миссии университета. Особое внимание уделяется неоклассической модели университета, созданной Гумбольдтом, которая рассматривается в контексте сформулированных Ортегой-и-Гассетом нескольких парадоксов, касающихся функций университетов. Заключается, что университеты производят не только частное благо в виде капитализируемого знания, которое можно продать, как думал Смит; и не только социально значимое благо в виде навыков будущих специалистов для обеспечения обязательного набора профессий в обществе, как это было заложено в наполеоновской системе образования. Университеты производят еще и общественное благо, смысл которого — создание и распространение культуры. Рассматриваются социальные эффекты и социальные риски высшего образования, связанные с производством университетами среднего класса населения. Объясняется нецелесообразность закрытия слабых университетов, не производящих высококвалифицированных специалистов, поскольку они реализуют важную социальную функцию. Показано, что возможны иные варианты сокращения социальных рисков высшего образования, в том числе и предполагающие рост количества иерархических звеньев образовательной системы. Производство среднего класса выгодно для страны, поскольку посредством него обеспечивается некоторая стабильность государства. При этом подчеркивается, что задать стране оптимальный темп и вектор развития может только та часть системы образования, которая способна производить конкурентоспособный человеческий капитал. Как модель успешного университета рассматривается МГУ им. Ломоносова, предлагается путь его эффективного развития в соответствии с представленной концепцией.
|
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |